Общественная организация
Узбекская община
г. Новосибирск

 

 
 

Главная | О нас | Контакты | Новости | Наши партнёры | Форум

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Адрес сайта :

   
   

Электронная почта

   
   

Культурно-просветительская деятельность

 Напишите нам письмо

 
 
 

2.5. Узбеки: проблемы адаптации

Относительная стабильность политической и экономической ситуации, а также более высокий жизненный уровень явились причиной иммиграции в Россию представителей республик Средней Азии и Кавказа. Не явились исключением узбеки. Большие возможности для торгово-экономической деятельности и достаточно широкий рынок труда стимулируют усиление миграционного потока сезонных рабочих и предпринимателей во многие города Российской Федерации, в том числе и в Новосибирск.

В столице Сибири большая часть узбеков занята в жилищном и дорожном строительстве, в розничной и оптовой торговле фруктами, овощами и товарами народного потребления. Определённая доля новосибирских узбеков представлена бизнесменами и немногочисленной группой интеллигенции, в том числе научной. Согласно нашим данным, неформальное узбекское землячество существовало с конца 1960-х и до начала 1980-х гг. и насчитывало до 50 чел. Организаторами этого объединения были учёные: Ворисов Азизжон, ныне доктор физико-математических наук, занимающий должность первого заместителя вице-премьера Узбекистана, Джабборов Насреддин, кандидат физико-математических наук, Умирзаков Ихтиер, кандидат физико-математических наук и др. По словам нашего информанта, многие лидеры и активисты прежнего узбекского землячества вернулись на историческую родину и работают в органах власти, в Академии наук, в системе высшего образования и во многих других сферах. Землячество тех лет характеризовалось высоким образовательным уровнем своих членов и крайней немногочисленностью. Сегодня картина иная: уровень образованности среди членов узбекской диаспоры разный и в основном невысокий.

Большинство узбекских мигрантов – это выходцы из Ташкента, Ферганской долины, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и других областей Узбекистана. Как правило, они приезжают сюда посезонно. Заработав определенную сумму денег, они возвращаются домой, порой до следующего сезона. Степень религиозности у них недостаточно высокая и может определяться в большинстве случаев, как «вера в силу традиций», проявляющаяся в чтении молитв до и после трапезы. По словам нашего информанта: «Люди обращаются в религию уже в пожилом возрасте. А поскольку сюда приезжает в основном молодежь в возрасте до сорока лет, их уровень религиозности не достаточно высок. Хотя верующих из них будет процентов двадцать» [Умирзаков И.Х.].

Уровень владения русским языком у мигрантов разный. Во многом он определяется тем, откуда прибыл человек. Приезжие из сельской местности русским языком владеют плохо. Выходцев же из городской среды отличает хорошее знание языка и, как правило, большая социальная мобильность. Безусловно, для узбеков – выходцев из села незнание русской разговорной речи затрудняют их адаптацию к условиям жизни в Новосибирске. С другой стороны, степень владения родным языком у узбеков, родившихся и выросших в нашем городе, также имеет свои отличия. Так, например, в случае, когда оба родителя являются этническими узбеками, дети прекрасно понимают и в большинстве могут разговаривать на родном языке. Дети, родившиеся в смешанном браке, либо не знают языка, либо владеют узбекским языком пассивно – «понимают, но не говорят». При продолжительном общении со своими земляками, сопряжённом с личным усердием в овладении разговорной практики, некоторые из них к совершеннолетию достаточно хорошо говорят по-узбекски. Предыдущее словоУзбекская общинаСледующее слово принимает участие в программе мэрии Предыдущее словоНовосибирскаСледующее словопо поддержке развития национально-культурных организаций, в рамках которой предусматривается проведение курсов узбекского языка для детей. Тем более что, среди новосибирских узбеков имеются педагоги по узбекскому языку. Методическую литературу и всю необходимую учебную литературу новосибирские узбеки надеются получить из Узбекистана. Дело в том, что узбекскимилингвистами в своё время была разработана методика преподавания узбекского языка для русскоязычных граждан, которую и хотят внедрить в обучение новосибирские узбеки. В будущем планируется регулярно выписывать периодическую печать на родном языке, освещающую события, происходящие в Узбекистане, а также регулярно пополнять фонд своей библиотеки новыми изданиями.

Среди новосибирских узбеков сохраняется традиция выбора брачного партнера из своей этнической среды. Хотя, проживая в Новосибирске, некоторые узбеки женятся на представительницах других народов, что объяснимо значительным преобладанием у узбеков числа мужчин над женщинами. При выборе невесты, кроме личных симпатий, нередко учитывается конфессиональная принадлежность и соответствие традиций. Обычно при этом предпочтение отдаётся мусульманкам. Информант – этнический узбек, женатый на татарке, объясняя ценностные приоритеты при выборе брачного партнера, сказал нам буквально следующее: «Моя жена в первую очередь мусульманка. И традиции у нас общие, также культура и быт соответствуют друг другу». Среди новосибирских узбеков такие браки одобряются, чего не всегда можно сказать о родственниках, проживающих в Узбекистане, которые склонны к их осуждению.

По традиции, когда брак заключается впервые, невинность девушки является обязательным условием. Кроме этого смотрят, чтобы невеста была из «хорошей семьи». Согласно традиционным представлениям, вступление в брак полностью меняет статус человека, делает его полноправным членом общины. Заключение брака происходит в присутствии муллы и двух свидетелей. Считается, что религиозный брак крепче гражданского. При заключении моноэтничного брака свадьбу проводят на родине, в Узбекистане. В случае же гетероэтничного брака свадьба проходит на месте, т.е. в Новосибирске. Для этой цели обыкновенно арендуется ресторан или кафе. Однако, по возможности, молодожены и их родственники стремятся выехать в Узбекистан и провести там «большую свадьбу». Узбекские свадьбы, как правило, продолжаются три-четыре дня.

Узбекам присуще трепетное отношение к чувству родства. Наши информанты об этом говорили так: «Родственные связи от Бога. В любом случае они будут поддерживаться и даже независимо от того, ладят родственники друг с другом или нет. Они даже могут между собой подраться, но как только случится беда, все сразу же забывается. Идут на помощь друг другу. Когда дело закончили, они могут по-прежнему не общаться. В беде узбеки всегда вместе».

Семейные ценности у узбеков всегда отождествляются с ценностями всего народа. Семья выступает в качестве основы узбекскогообщества. По словам информанта: «Узбекский народ состоит не из каких-то отдельных людей, а из семей. И поэтому, все, что приписывается народу, приписывается семье. Это гостеприимство, почитание старших, скромность» [Умирзаков И.Х.]. Узбекские семьи в Новосибирскев большинстве многодетные. Расторжение семейного союза всеми осуждается. От информантов нам приходилось слышать следующее: «Если имеешь полноценную семью, родил детей, то извини, сошлись характерами с женой или не сошлись, воспитывайте детей до конца. И главная причина недопущения разводов – дети. Если взяли такую ответственность, будьте добры, доведите дело до конца». Таким образом, дети для узбеков являются главной ценностью в жизни.

В узбекских семьях строго соблюдают родильную обрядность. При рождении ребенка, в течение сорока дней ограничивается доступ к нему. Приближаться и ухаживать за ним могут только ближайшие родственники. Данный запрет имеет как традиционно-мировоззренческую трактовку – боязнь сглазить или причинить вред его душе, так и медицинское объяснение – необходимость создания комфортных условий для быстрой адаптации ребенка в новой среде.

Следующим звеном в обрядовой системе является имянаречение. Имя ребенку обязательно дает дедушка по отцовской линии. В случае отсутствия такого, это право предоставляется дедушке по матери. Этот обычай неукоснительно соблюдается и в условиях Новосибирска. Родители подбирают имя и согласовывают с дедушкой. До тех пор, пока дед не назовет ребенка каким-либо именем, тот живет без него.

По традиции, каждый мужчина-мусульманин должен пройти обряд обрезания. У узбеков в недавнем прошлом были мастера, специализировавшиеся в этой операции и проводившие её на дому. В настоящее время обрезание совершается профессиональными хирургами в больницах. Это действие производится, когда ребенок находится в возрасте от двух до восьми лет. Обряд – обрезания делается только на родине – в Узбекистане [Народы России, С. 354-356].

Воспитанию детей родители придают особое значение. «Мальчиков стараются воспитать как будущих мужчин, глав семей, добытчиков. А девочек, чтобы они стали хранителями домашнего очага. Ее учат тому, как надо ухаживать, готовить. Обучение начинается с того момента, когда ребенок уже начинает осознавать себя и свое окружение» [Умирзаков И.Х.].

Узбеками неукоснительно соблюдается ритуал погребения. Тело умершего любыми способами вывозят на родину. Весь обряд похорон проходит в той местности, откуда был родом покойник. Поминки справляют как на родине, так и в Новосибирске на 3-й, 7-й, 20-й, 40-й день и через год.

Устойчивость этнических черт проявляется в системе питания узбеков Новосибирска. В узбекскойкухне широко используется мясо, по давней традиции узбеки предпочитают баранину, говядину, реже употребляют конину. Мясо идёт в пищу только свежее. Характерная черта народной кулинарии использование различных видов специй, например, кориандра, мяты, базилика, красного перца и др. По мнению нашего информанта «весь ассортимент, который покупают в Узбекистане, представлен на Хилокском рынке. Начиная от узбекского риса и зигир мой – льняного масла, заканчивая различными пряностями» [Умирзаков И.Х.]. В узбекской кухне очень распространена лапша, она входит в рецептуру многих первых и вторых блюд. Весьма популярен суп кескан-ош, шурпа, суюк-ош (лапша с приправой из кислого молока и перетопленного масла, в которое добавляют сушеный укроп), нарын и лагман (откинутая на дуршлаг лапша, в которую добавляют приправу). Существуют и особые традиции по подаче блюд, так, например, нарын подают, когда собираются одни мужчины, а в давние времена нарын подавали только для почетных гостей. Плов – гордость узбекской национальной кухни, его приготовлением чаще всего занимаются мужчины. Плов готовят разными способами (в разных районах свои особенности). В результате унификации питания, в узбекской кухне широкое распространение получили блюда из рыбы, картофеля, капусты и многое другое [Народы России, С. 354-356].

В системе питания узбеков особое место занимает чай. Самый любимый и распространенный напиток – черный и зеленый чай. При подаче чая соблюдаются нормы этикета. «У нас все начинается и заканчивается чаем. В первую очередь подают старшим. Обслуживает самый младший» [Умирзаков И.Х.]. Чаепитие и прием пищи нередко совершается на полу. При этом сидят по-мусульмански (скрестив ноги) на курпачи – ватных одеялах, служащих для сидения или, при желании, возлежа.

В случае, когда за столом сидят двое мужчин (один из которых чужой), женщине запрещается присутствовать в их обществе. Их обслуживанием занимается младший по возрасту мужчина – сын или брат. У узбеков по отношению к женщине до сих пор существует такое понятие, как махрам, означающий близких родственников, с которыми женщина может общаться непосредственно. К этой категории относятся муж, брат и сын. Общение с другими мужчинами, которые считаются номахрон – чужаками, ограничивается.

В организации интерьера дома можно обнаружить некоторые традиционные элементы. Узбеки любят украшать свое жилье ковровыми изделиями. В домах нередко встречаются различные обереги, в том числе, сутры и молитвы из Корана. Большой популярностью пользуется исирик или хазари хусванд, представляющий из себя ветки кустарника с засушенными ягодами. Это растение считается лучшим средством очищения для людей, и для жилища. Очищение проводят, окуривая дымом от подожжённого исирика. Это растение специально заказывается и привозится из Узбекистана.

Одежда новосибирских узбеков не содержит какой-либо национальной специфики. Видимо, это объясняется опасением, что ношение традиционной узбекской одежды будет привлекать внимание сотрудников органов внутренних дел, озабоченных контролем над представителями «нерусской национальности». В отношении женской одежды всё же существуют негласные ограничения – она должна быть по возможности скромной, и не яркой.

Задавая вопрос об отличии новосибирских узбеков и узбеков из Узбекистана, нам приходилось слышать ответы примерного содержания: «Узбеки, которые приезжают в Новосибирск с целью заработка, по культуре и менталитету не отличаются от тех, что живут в Узбекистане. Они и есть узбекские узбеки. А те, которые уже окончательно осели, конечно же, отличаются. Окружение и работа естественно, оказывают влияние. Мы здесь живем среди русского населения, чаще общаемся по-русски. Наши дети учатся в русских школах, так как национальных школ нет. Конечно же, мы теряем связи, забываем язык. Как и все другие народы Новосибирска» [Умирзаков И.Х.]. Как мы можем заметить, узбекское сообщество в Новосибирске по своей структуре неоднородно. Выявляется разделение между «приезжими» и «осевшими» узбеками, проявляющееся во многих культурных элементах, главным образом в знании языка, традиций и своей генеалогии. Наш информант на вопрос об уровне знания узбекской молодежью Новосибирска своей генеалогии ответил так: «Генеалогию знают плохо. Узбекские семьи большей частью многодетные. А со всем многочисленным семейством совершать поездки в Узбекистан весьма затруднительно. А чем чаще поездки, тем больше связей, и соответственно, общения со своими родственниками. А ведь через все это передается генеалогия. У нас такой возможности нет». Очевидно, что возможности коммуникации с родственниками в Узбекистане для многих новосибирцев крайне затруднены в силу финансовых возможностей, а в итоге происходит утеря знаний о многих национальных традициях, и размываются этнические черты культуры.

На вопрос о типичных чертах национального характера узбеков наши информанты указали, прежде всего, трудолюбие, почитание старших, гостеприимство, а также преемственность и поддержание семейных устоев и традиций. Была названа еще одна характерная черта. Среди узбеков распространено понятие «ангиша», означающее миролюбие и терпимое отношение к ошибкам людей: «Наш народ никогда не лезет на рожон. Есть такое понятие ангиша. Даже в такой ситуации, когда кто-то узбеку сделал зло, то он, в первую очередь подумает, а может быть тот человек не виноват. Может быть, он сделал это по ошибке и потом образумится. Это чувство как-то сидит внутри каждого узбека. Эта черта воспринимается другими нехорошими людьми, как слабость, будто узбеки всего бояться, но это не так. Мы всегда можем сказать свое слово» [Умирзаков И.Х.].

Особо остро для многих узбеков (как и для представителей других «южных» республик СНГ) в Новосибирскестоит проблема адаптации. Положение многих мигрантов ухудшилось в связи с принятием нового закона о положении иностранных граждан в России. У них отсутствует возможность приобретения российского гражданства, хотя у многих имеется желание остаться в России. Узбеки говорят: «Любой не гражданин России, по определению – чужак и его начинают ловить, начиная от автовокзала, аэропорта и т.д. В отличие оттого, что было раньше, сейчас люди с первого шага вступления на российскую землю, чувствуют здесь себя чужими». У приезжающих граждан Узбекистана часто возникают проблемы с регистрацией в таможенных органах и МВД. Всех мигрантов практически всегда и везде сопровождают паспортные проверки и по большей части неприятный для них контакт с представителями правоохранительных органов. Со стороны органов власти данные явления объясняются профилактическими мерами по предотвращению обострения криминогенной обстановки.

Таким образом, можно констатировать, что в этнической мозаике Новосибирска узбекская диаспора занимает определённую нишу. Также можно утверждать, что современные этнические процессы накладывают свою печать на культуру и жизнь узбеков в Новосибирске. Это находит свое выражение в некотором различии этнических черт культуры приезжих и местных узбеков, особенно в области знания родного языка. Несмотря на процессы унификации практически всех сфер жизни, новосибирским узбекам все еще удается сохранить определенные грани своей этнической культуры. Главным образом, это относится к семейной обрядности, системе питания и связанных с ними традиций.

Данная статья взята из сайта: http://x.archaeology.nsc.ru

_

Hosted by uCoz